Гроссмейстер
комментирует партию. Приводит сложные варианты, но далеко не всегда объясняет,
как они были найдены, какие идеи и закономерности скрываются за ними. Это и
понятно: опытные шахматисты что-то чувствуют интуитивно, многое считают само
собой разумеющимся. Для тренера же «прописные истины»– самое главное.
Однажды
я понял, что смотрю на шахматы уже не так, как раньше, иными глазами, чем
шахматист-практик. Нет, варианты, точный анализ ценю по-прежнему. Без них любые
общие рассуждения становятся незащищенными, недоказанными, повисают в воздухе.
Но уже не могу не искать скрывающуюся за вариантами суть позиции, тайные
пружины, направляющие игру. Причем не только чисто шахматные идеи и
технические приемы, но и закономерности мышления, принципы рационального
поиска и принятия решений.
Тренерская
работа рано увлекла меня. Постепенно я оставил практическую игру, не успев даже
стать гроссмейстером (для шахматиста, имевшего в 70-е годы рейтинг 2540, это
была вполне выполнимая задача). Сразу же удалось сформировать основные
принципы, которые легли в основу системы подготовки молодых шахматистов. Вот
некоторые из этих принципов. Всестороннее развитие личности, борьба не только с
шахматными, но и с человеческими недостатками. Отказ от, увы, типичной для
наших дней концентрации усилий на одном лишь дебюте; разносторонняя
подготовка, высокая шахматная культура. Развитие сильных сторон игры, выработка
собственного стиля при обязательной ликвидации слабостей. Максимум активности и
самостоятельности, творческий подход к любым изучаемым проблемам. Постоянная
тренировка, решение специальных упражнений, направленных на выработку
необходимых навыков мышления. Совершенствование аналитического мастерства, в
частности тщательный анализ собственных партий. Спортивность...
Справедливость
теоретических воззрений проверяется только практикой. Результаты пришли
неожиданно быстро. Всерьез тренерской работой я занялся в 1972 году, а уже в
1975-м Валерий Чехов стал чемпионом мира среди юношей. Вскоре этот титул
завоевали также Артур Юсупов и Сергей Долматов. Алеша Дреев дважды победил в
чемпионате мира среди «кадетов».
Молодые
шахматисты росли, становились гроссмейстерами. В 1986 году Юсупов уже финалист
соревнований претендентов на мировое первенство. Но поработать на таком уровне
мне довелось и раньше. Четыре года занятий с Наной Александрия увенчались ее
матчем против чемпионки мира Майи Чибурданидзе, который завершился вничью. А
впоследствии в соревнованиях претендентов на мировое первенство участвовали и
Сергей Долматов, и Алексей Дреев, и Александр Чернин.
Друзья неоднократно убеждали меня в необходимости перенести
на страницы книги хотя бы часть достаточно объемного материала, накопленного за
годы тренерской работы. В принципе я был с ними согласен, но не слишком ясно
представлял себе подходящую форму реализации этой идеи. Последовательно излагать
всю свою тренерскую концепцию, готовить что-то вроде новой версии знаменитой
«Моей системы» А. Нимцовича я попросту не решался. Но не хотелось и
ограничиваться описанием какой-либо маленькой провинции обширного и богатого
королевства шахмат.
Наконец,
возник некий шахматно-литературный замысел. Когда я уселся за письменный стол,
то быстро понял, что замысел этот не вмещается в рамки одной книги. В конце
концов были написаны четыре. Первые две из них объединены в сборнике, лежащем
перед вами, надеюсь, вскоре выйдут в свет и две последующие. Прежде чем
рассказать о содержании данного сборника, поясню, в чем состоит замысел в
целом. Он включает в себя не одну, а сразу несколько идей.
1) Искусство
анализа. Жизнь
тренера–сплошные разъезды вместе с его подопечными: тренировочные сборы,
соревнования. Мы постоянно что-то изучали, анализировали, порой получали весьма
любопытные результаты. На страницах книги я вспоминаю, как эти анализы
выполнялись, показываю, что скрывается за найденными вариантами. Вы увидите,
сколь увлекательно (хотя и нелегко) расшифровывать тайны позиции,
познакомитесь с методикой и техникой анализа. Прочтя книгу, вы, надеюсь,
согласитесь, что невозможно стать большим шахматистом, не научившись глубоко и
точно анализировать. Здесь уместно процитировать чемпиона мира Гарри
Каспарова: «Я считаю, что аналитический
подход, аналитический метод изучения шахмат при прочих равных условиях должен
давать колоссальный перевес над шахматистом-практиком, что
самосовершенствование в шахматах невозможно без анализа».
2) Свежий материал. Я использую преимущественно
партии своих учеников (прежде всего, Артура Юсупова и Сергея Долматова), или
мои собственные партии. Примеры творчества других шахматистов приводятся лишь
в тех случаях, когда нам (мне или кому-либо из учеников) удалось взглянуть на
них новыми глазами, уточнить и дополнить чужие анализы. Я приглашаю читателя в
нашу творческую и аналитическую лабораторию, предлагаю оригинальный,
незнакомый по прочим книгам шахматный материал.