«Шахматы – просто ручная настольная
игра»,– полушутя, полусерьезно говорил один мой знакомый тренер. Этим
«афоризмом» он хотел подчеркнуть роль тактики в шахматах, выразить мысль, что
никакая наука, никакие глубокие позиционные соображения, стратегические тонкости
не помогут игроку, если он не способен находить сильные ходы, видеть и точно
рассчитывать конкретные возможности за себя и за противника.
Существует мнение, что
тактические способности являются прирожденными, или они есть, или их нет, а
если нет – тут уж ничего не поделаешь. Мой тренерский опыт убеждает, что это
не так. Целенаправленными тренировками можно значительно развить свои способности
в области тактики (как, впрочем, и в любой другой). Вспомните лекцию,
которую гроссмейстер (старший мастер) Остап Бендер, герой бессмертного романа
И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», прочитал любителям шахмат города
Васюки. «Мы видим, что блондин играет хорошо, а брюнет играет плохо. И никакие
лекции не изменят этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности
не будет постоянно тренироваться в шашк… то есть, я хотел сказать–в шахматах.»
Бендер, правда, не пояснил как именно надо тренироваться. Его упущение я постарался восполнить в
третьей части книги, посвященной этюдам, а здесь мы продолжим разговор на эту
тему.
Тактическое искусство шахматиста
складывается из двух основных составляющих – комбинационного зрения и техники
расчета вариантов. Они в свою очередь также распадаются на элементы – различные
приемы поиска и обдумывания хода, типичные схемы и ситуации. Даже будучи в
целом отличным тактиком, наверняка можно выявить такие компоненты тактического
мастерства, в которых не мешало бы еще усовершенствоваться.
|